НА ГЛАВНУЮ Световые сигналы, применяемые водителями. ДРУГИЕ СТАТЬИ
 
В правилах дорожного движения определен  порядок пользования световыми приборами:
 
Глава 7. ПРИМЕНЕНИЕ АВАРИЙНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И ЗНАКА АВАРИЙНОЙ ОСТАНОВКИ.
Глава 19. ПОЛЬЗОВАНИЕ ВНЕШНИМИ СВЕТОВЫМИ ПРИБОРАМИ И ЗВУКОВЫМИ СИГНАЛАМИ.
За нарушение порядка пользования световыми сигналами  в ст.12.20 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена санкция: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИЛИ ШТРАФ В РАЗМЕРЕ 100 РУБЛЕЙ. 

Наряду с требованиями официальных документов водители зачастую используют световые и звуковые сигналы более широко, вкладывая в чередование подмигиваний информацию различного смысла. На форумах и сайтах неоднократно обсуждалось значение этих сигналов, что привело к почти одинаковому трактованию их практически во всех регионах. Ниже приведен наиболее стандартный перечень этих сигналов.
 
Сигнал №1  "Впереди сотрудники ДПС".
Ситуация: Водитель автомобиля  проезжает пост ДПС, двигаясь дальше, видит встречный автомобиль.
Сигналы: Водитель два раза коротко моргает дальним светом фар.
Значение: В данной ситуации водитель  предупреждает водителя встречного автомобиля о том, что видел пост ДПС.
 
Сигнал №2  "Ослеплён дальним светом фар встречного автомобиля".
Ситуация: Водитель автомобиля, двигаясь по проезжей части в тёмное время суток, ослеплен фарами встречного автомобиля.
Сигналы: Водитель  один раз коротко моргает дальним светом фар.
Значение: Таким образом сообщается водителю встречного автомобиля о том, что его слепит дальний свет фар, и он просит  переключиться на ближний свет.
Уточнение: Некоторые водители в такой ситуации включают дальний свет, пока встречный водитель не выключит свой. Это неправильно,  возможно у встречного автомобиля :
- неполадки со светом и он не может переключиться на ближний;
- неправильно настроен ближний свет ;
- сильно перегружена задняя часть и поэтому ближний свет стал светить выше.
ВНИМАНИЕ ! Включение дальнего света фар в отместку может привести к ослеплению водителя встречного автомобиля и создать аварийную ситуацию.
Пункт 19.2 ПДД предписывает - Дальний свет должен быть переключен на ближний:  при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;
При ослеплении водитель должен включить аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.

Переключение встречного автомобиля на ближний свет фар, также является сигналом об ослеплении и требовании к вам о переходе на ближний свет фар. 
 
Сигнал №3  "Ослеплён дальним светом фар попутного автомобиля".
Ситуация: Водитель автомобиля , двигаясь по проезжей части в тёмное время суток, видит в зеркало заднего вида приближение попутного автомобиля , фары которого слепят его.
Сигналы: Водитель кратковременно включает аварийную сигнализацию.
Значение: В данной ситуации водитель  сообщает водителю автомобиля, едущего за ним, что его слепит дальний свет фар и просит переключиться на ближний свет.
Это соответствует пункту 7.1 ПДД, предписывающему включение аварийной световой сигнализации при ослеплении.
 
Сигнал №4 "Внимание! Иду на обгон".
Ситуация: Автомобиль  догоняет другой автомобиль  и хочет обогнать его.
Сигналы: Водитель автомобиля  включает левый указатель поворота и кратковременно включает дальний свет фар.
Значение: В данной ситуации водитель обращает внимание другого водителя на то, что он идёт на обгон.
Уточнение: Некоторые водители вместо этого или вместе с этим используют звуковой сигнал.
Пункт 19.9.ПДД определяет, звуковые сигналы могут применяться только:
- для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов;
- в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

Пункт 19.10 ПДД  Для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала (или совместно с ним) может подаваться световой сигнал, который представляет собой в светлое время суток  периодическое кратковременное включение и выключение света фар, а в темное время суток - многократное переключение фар с ближнего на дальний свет.
 
Сигнал №5 "Можно обгонять".
Ситуация: Автомобиль №1 догоняет автомобиль №2 и хочет его обогнать, но видимость ограничена, и он не может решиться на обгон. Водителю №2 проезжая часть видна отлично. Он видит желание водителя №1 идти на обгон.
Сигналы: Водитель №2 кратковременно включает правый указатель поворота.
Значение: В данной ситуации водитель №2 сообщает водителю №1 то, что проезжая часть свободна и он не будет создавать помех при обгоне.
Уточнение: Чаще всего этот приём используют водители большегрузных автомобилей. Однако, необходимо быть осторожным и лично убедиться в  безопасности при маневре. Иногда водитель №2 включает левый указатель поворота и им предупреждает "ОБГОНЯТЬ НЕЛЬЗЯ". Обычно таким образом сигнализируют о переходе прерывистой осевой линии в сплошную или ином препятствии.
 
Сигнал №6 "Спасибо за помощь".
Ситуация: После совершения обгона с применением сигнала №5, водитель автомобиля №1 может выразить свою благодарность водителю №2 за помощь.
Сигналы: Водитель №1 кратковременно включает аварийную сигнализацию.
Значение: В данной ситуации водитель №1 благодарит водителя №2 за помощь в совершении манёвра.
Уточнение: Это достаточно редкий приём,  он очень нравится водителям большегрузных автомобилей, в ответ они могут подмигнуть дальним светом фар.
 
Сигнал №7 "Впереди опасность".
Ситуация: Водитель автомобиля , двигаясь по проезжей части в условиях ограниченной видимости, видит на встречной полосе опасное препядствие, аварию и т.п.
Сигналы: двигаясь дальше, водитель часто моргает встречным автомобилям дальним светом фар.
 
Применение световых приборов при буксировке
п.19.5 ПДД При движении в светлое время суток с целью обозначения движущегося транспортного средства ближний свет фар должен быть включен:
при буксировке механических транспортных средств (на буксирующем транспортном средстве).
п.7.1 ПДД Аварийная световая сигнализация должна быть включена:
- при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве).
 
* Источники информации:
-ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (официальный текст) 2009г.
-КоАП в редакции действующей с 1 июля 2008 г.
-сайт http://reasur.narod.ru/surge/pdd/rlights.html
  E-mail:avto-pozitiv@mail.ru   
Rambler's Top100